Блоги
Мытьем и катаньем
Как сеть прачечных едва не погибла от бездействия чиновников, но нашла способ переиграть бюрократию
Павел Куликов Слон.Ру
Предприниматель Алексей Шичков показывает свои фотографии из командировок. Здесь он сидит на огромной стиральной машинке. На другом фото опять Шичков и стиральные машинки. На третьем – длинное узкое помещение, вдоль стены стоит ряд надоевших машинок, и снова он. Меняются только цвета стен и города.
Бизнес Шичкова кажется скучным только внешне: он строит федеральную сеть прачечных самообслуживания. Сейчас в сети «Чистоff» 26 точек, из которых в Москве всего четыре, еще 17 в Питере, а оставшиеся 5 в регионах – открыты по франчайзингу. Платежеспособная столица оказалась крепким орешком для Шичкова: в Москве он увидел перспективнейший рынок, но столкнулся с бездействием чиновников, которое серьезно затормозило развитие его сети и подтолкнуло к переосмыслению его бизнеса.
Проект «Чистоff» стартовал в 2008-м году, когда Алексей Шичков познакомился со своим будущим партнером Владимиром Безбородовым в блоге Олега Тинькова. У Безбородова уже была одна прачечная самообслуживания в студенческом городке – аудитория у прачечных молодежная. Но общежитий и студгородков по всей стране тысячи. Шичков подключил фантазию, свои воспоминания от поездки в США и убедил Безбородова, что прачечных может работать столько же.
Был один нюанс. В Москве партнеры могли открываться только в студгородках. При обороте одной прачечной в 200 000–300 000 рублей открывать прачечную за его пределами чаще всего бессмысленно. Все дело в высокой стоимости аренды. За бесхозный подвал в студгородке и похожее помещение на соседней улице нужно платить 40 000 рублей и 140 000 в месяц соответственно.
Шичков решил заручиться согласием вузов. Он встретился с ректорами нескольких московских университетов. «Проект социально значимый», – одобрительно покивали ректоры. В московском Департаменте потребительского рынка тоже пообещали поддержку. Шичков поверил.
Двое партнеров стали искать деньги на открытие сети, и вскоре они познакомились с Давидом Папаскири, у которого уже была сеть из 17 прачечных в Санкт-Петербурге. Он согласился объединиться. После этого «Чистоff» (так назвали объединенную компанию) скупила трех мелких конкурентов в Москве. Крупных игроков, как тогда казалось, больше в Москве, да и в России, не было.
Впрочем, быстро выяснилось, что исследование рынка проведено криво, и в большинстве общежитий машинки стоят, а у прачечных «Чистоff» есть крупный конкурент, который путает все карты. Им оказался Дмитрий Манцов, владелец трех крупных прачечных-комбинатов. Они обслуживали 50 общежитий города – стирали постельное и кухонное белье. В довесок Манцов установил в общагах машинки для студентов.
Партнеры решили выкупить у него машинки, а вместе с ними – клиентскую базу. Манцов оказался не против. Нашелся и потенциальный инвестор, готовый финансировать сделку – венчурный фонд. После сделки партнеры собирались закрыть бизнес Манцова и в тех же общежитиях открывать точки с несколькими «стиралками», как в США. Но тут Шичков снова столкнулся с чиновниками вузов, и на этот раз общение оказалось не из приятных.
По закону администрации вузов могут сдавать эти точки, выставив их на тендер, а «Чистоff» может их арендовать. Но мелкие чиновники попросту не захотели собирать бумаги для тендера. Занятие оказалось слишком хлопотным. «Занимаемся», – говорили Шичкову чиновники, но за полтора года ни одного тендера так и не прошло. «Ради нескольких квадратных метров у вузов волокита такая, что их очень тяжело убедить в том, что им это нужно, – оправдывает чиновников Манцов. – Если бы открывали какую-нибудь столовую на 300 кв. метров, было бы проще, для них это имело бы больший смысл».
Студенческие городки – настоящий клондайк для злоупотреблений. В общежития селят гастарбайтеров-нелегалов. Деньги на ремонт легко распилить и половину отправить себе в карман. По крайней мере, так представляет себе положение дел Шичков, который общается с вузовскими чиновниками постоянно, на протяжении двух лет, и чаще всего впустую.
В одном из спортивных институтов ректор сказал Шичкову: «Вы тут делайте ремонт, ставьте машинки, и каждый месяц по тысяче долларов приносите мне». Ни о каких тендерах речи не шло. Предприниматель успел только зайти в кабинет и изложить суть своего бизнеса, и сразу получил предложение о взятке.
В общем, в Москве бизнес встал. Но у Шичкова был джокер в рукаве. Владимир Безбородов написал брэндбук, описал технологии и предложил партнерам в регионах развиваться по франчайзингу. На сайте «Чистоff» его предложением заинтересовались около 1000 человек, самых разных – студентов, предпринимателей, менеджеров.
«Давайте сделаем из прачечной социальный клуб», – предложил ему один из потенциальных партнеров. Ему хотелось и телевизор, и wi-fi. Но Шичков, который скептически относился к творческому развитию своей идеи, осадил его: «Вы с него будете получать 5000 рублей в карман, мы же зарабатываем на копейках». Но именно после диалогов с франчайзи он по-настоящему поверил в будущее бизнеса. Предприниматель рассчитал, что с каждого можно брать по 8000 рублей роялти в месяц, и, в конечном итоге, неплохо заработать.
Шичков смог договориться с представительством Miele о беспрецедентно крупной скидке на машинки и сушки для своих франчайзи. Ему повезло, что в компании пошли на такие условия. Если дело не пойдет, франчайзи сможет продать машинки по такой цене, что сможет выйти в ноль.
В регионах рентабельность прачечных не так сильно зависит от аренды. С тендерами можно не возиться и открывать прачечные не в студенческих городках, а рядом с ними. Но возникает другая проблема: у мелких предпринимателей из регионов и в таких условиях не хватает денег на открытие.
Есть государственная программа поддержки малого бизнеса, по которой предприниматель, в зависимости от региона, может получить 350 000 рублей на развитие. Пусть на запуск прачечной этих денег мало – нужно от 1 млн рублей. Зато их получаешь безвозмездно: отдавать нужно налогами, которые и так платить.
Когда Шичков только задумывался о развитии сети, он рассчитывал на власти и здесь. Но теперь для него уже не было удивлением, что его франчайзи тоже столкнулись с чиновничьим барьером. «В Уфе эти деньги получить нельзя, – констатирует он. – На сельское хозяйство можно, на бортничество, а на сервисный бизнес – нет». Красноярскому партнеру тоже не дали денег. Она хотела получить грант по другой программе – поддержки безработных, но оказалось, если ты используешь франчайзинг, то его почему-то получить нельзя.
«Чистоff» все же обзавелась пятью франчайзи – в Смоленске, Томске, Перми, Краснодаре и Майкопе. Еще в двумя договор готовится в к подписанию. Причем, молодые франчайзи из Смоленска перевернули сознание предпринимателя: им удалось открыть бизнес почти полностью на государственные деньги.
«Ребята сделали отлично, – рассказывает Шичков. – Они подали одинаковый бизнес-план от трех разных ИП, и каждый получил по 300 000». Свою причастность к бизнесу они доказывали чиновникам тремя разными способами. У одного был договор франшизы с «Чистоff», у второго договор на поставку оборудования, а третий заключил договор на аренду помещения.
На второй год общения с чиновниками Шичков наконец-то нашел вполне законную лазейку, которая позволяет использовать государственные льготы. Причем так, что в регионах они покрывают большую часть расходов на открытие бизнеса. Сейчас предприниматель изучает все государственные программы для малого бизнеса. В случае с его партнерами можно использовать, по крайней мере, три одновременно. Помимо «Программ поддержки предпринимательства и поддержки безработных», есть еще «Молодежная программа поддержки предпринимательства».
«Пусть у тебя жена подает по «молодежке», – советует Шичков очередному партнеру, – а ты, давай, подавай на «поддержку». В борьбе с чиновниками можно победить лишь хитростью и упорством – да и то не по всем фронтам.
0
2700
Комментарии
Комментарии отсутствуют.