Статьи

Как составить резюме на работу?

Как составить резюме на работу?

В процессе поиска работы, пожалуй, самым важным моментом является умение правильно составить резюме - это необходимо сделать так, чтобы преподнести свою кандидатуру как можно лучше. Ведь  до того момента, пока  соискатель лично встретится с работодателем,  с Вашим резюме сначала ознакомиться сотрудник отдела кадров, а затем уже и работодатель. Даная статья посвящена часто задаваемому  вопросу «как правильно составить резюме на работу».

 

Типы составляемых резюме

В основном резюме делится на три типа: комбинированное, хронологическое, функциональное (профессиональное).

Комбинированное резюме состоит из черт хронологического и профессионального резюме. В этом резюме нем акцент делается в первую очередь на навыки, и на  функциональные обязанности соискателя на предыдущих местах работы, и лишь после этого указываются места предыдущей работы и оговариваются временные рамки.

Хронологическое резюме предусматривает описание всей истории личного полученного образования, а также опыт работы, при этом места работы и учебные заведения в основном перечислятся спереди - назад, то есть в обратном порядке.

Тогда как профессиональное резюме уделяет самое большое внимание наличию опыта работы и профильной специализации рабочего. Следствие этого на первый план выносятся то, что соискатель умеет и личные возможности, а на второй план Ваши предыдущие места работы.

Для того чтобы правильно составить резюме на работу, нужно отлично понимать его структуру и тип. В процессе его составлении желательно руководствоваться общепринятой моделью – тем самым, Вы значительно облегчите труд работодателя, а следствием этого соискатель проявляет заинтересованность и уважение в том, чтобы работать именно в этой организации.

 

Как составить резюме на работу: структура

В начале резюме нужно указать цель. Где цель – это размеры мотивации и  название желаемой должности.

Зачастую люди утверждают, что работодателю в первую очередь интересно узнать, что сотрудник сможет сделать для развития и увеличении прибыли организации, а не то кем он собирается работать. Тогда возникает вопрос – как правильно заполнить графу «Цель»? Главное в резюме указать желание занимаемой должности для этой организации. Это не так трудно, необходимо указать лишь ту вакансию, которая является актуальной для фирмы, а не одновременно несколько желаемых для вас должностей. Этим жестом вы как бы сообщаете работодателю, что вы считаетесь с его мнением.

 

Графа «Образование»

В ней необходимо указать полное название учебного заведения, а также годы учебы в соответствии с дипломом полученную специальность. При наличии ученой степени или второго высшего образования, этот факт также следует указать. Данный раздел имеет некоторые нюансы, на которые нужно обратить особое внимание.

Следует ли в резюме вписывать образование, относящееся к непрофильной трудовой деятельности?

Естественно следует, если данное образование является базовым. Также не забывайте указывать о наличии второго высшего или научной степени, даже если они не имеют ни какого прямого отношения к желаемой вакансии – этим жестом вы заявите о себе, как о разносторонне развитом человеке.

Если вы еще студент, как можно указать образование?

Укажите, что вы имеете незаконченное высшее, ваш курс и специальность.

Нужно ли в резюме писать  дополнительное образование такое как, семинары, лекции,  и конференции? А если оно непрофильное?

Все что не относится к интересующей должности - лучше опустить, так как существует возможность предстать человеком, которому нечего писать в резюме и по этому решили написать личную биографию. Другое дело, если они напрямую относятся  к желаемой вакансии, тогда обязательно укажите это.

Графа «Опыт работы» - это один из самых главных и содержательных разделов резюме. Здесь нужно  понятно и сжато указать должность, обязанности и название организации, выполнявшие вами на предыдущем месте работы, а также преподнести их таким образом, чтобы стало понятно, как их использовать в новой должности. 

Если недавно закончили ВУЗ, что нужно указать в этой графе, и нет опыта работы?

Пишите всегда исключительно правду – ведь она рано или поздно выяснится в результате опроса «по теме» либо проверки. Не лишним будет упоминание в резюме, если вы подрабатывали или проходили практику (особенно по вакансии). Если существует возможность, оставьте телефон и адрес фирмы, по которым можно проверить вашу трудовую деятельность.

Как много мест работы необходимо указать в этой графе?

В основном, указывают абсолютно все места работы за последние десять лет.

Нужно ли писать опыт работы не относящийся  к  желаемой должности?

Конечно, пишите - ведь у вас есть в трудовой книжке соответствующая запись, вот только не углубляйтесь в подробности.

 

Где в резюме оптимальнее указать размеры желаемой зарплаты?

Это необходимо сделать в графе «Цель». Это логично (цель – это графа где указывается: желаемая должность и размер оплаты труда) и удобно, а также просто для работодателя.

В резюме необходимо написать желаемый размер зарплаты. Как указать точнее, чтобы не прогадать и не перегнуть палку?

В первую очередь нужно исследовать рынок, то есть узнать, какую заработную плату  работодатели выплачивают за работу на аналогичных вакансиях, а также, сколько получают ваши коллеги по работе на схожих позициях. Затем стоит подсчитать среднеарифметическую, которая соответствует вашему профессионализму и ситуации на рынке. В основном работодатель указывает рамки «зарплатных вилок»  и мотивации на предлагаемую вакансию. Главное, чтобы ваша цифра не очень расходилась с предлагаемыми «вилками» и мотивацией.

 

Как составить резюме на работу: графа «профессиональные навыки»

В графе «Профессиональные навыки» указывается, как уровень профессионализма владения  ПК и общий набор программ, в основном для работы офисных сотрудников, так и описываются все приобретенные навыки, помогающие в исполнении должностных обязанностей.

Иностранные языки относятся ли к профессиональным навыкам?

Естественно, но при условии, что ваша должность будет связана непосредственно написанием писем, с общением либо составлением документов на иностранном языке. В случае если работа никаким боком не связана с данными обязанностями, как и остальную информацию лучше разместить в графе «Дополнительная информация». 

В основном резюме заканчивается графой «Личностные качества». Ненужно указывать абсолютно все присущие вам качества – хватит тех, что нужны для успешного выполнения работы на данной позиции.

Какие малоприятные вопросы на собеседовании может задать HR-менеджер для определения личностных качеств? Как на них отвечать, правильно?

Если в организации производится грамотный подход к процессу отбора сотрудников, в ней присущ  специальный набор психологических тестов. В этом случае вопросы будут  задавать вам, опираясь уже на информацию, полученную из теста. Часто имеют место  вопросы, кажущиеся на первый взгляд лишенные смысла и абстрактными. Например, «Расскажите о себе». И менеджер желает в первую очередь услышать от вас информацию, касающуюся приоритетов, вашего характера, а также жизненной позиции, а не о вашем опыте работы, которое ему известно из резюме. Из вашего ответа, менеджер, сделает некоторые выводы, опираясь на интонацию и манеру речь. Поэтому лучше заблаговременно продумать, что вы можете рассказать и говорить естественно и уверенно. Исключите из своего лексикона любые слова-паразиты, так как они в любом случае производят не очень малоприятное впечатление.

Скорее всего, HR-менеджер захочет узнать о ваших недостатках. Самая распространенная ошибка - это пытаться показаться кристально правильным – помните, что таких людей не бывает. Работодателю более приятное общение с человеком, не боится признаться в присутствии некоторых недостатках, но только не очень серьезных. Было хорошо вновь продумать заблаговременно, какие.

 

Зачем нужно сопроводительное письмо?

Если вы рассчитываете на «весомую» позицию в организации, составлять сопроводительное письмо обязательно - в нем вы указываете о конкретности вашей полезность для организации. Можете ли вы предложить какие-нибудь отличные идеи, относящиеся  к организации дальнейшей работы либо мысли о положительных нововведениях и тому подобное - обязательно сообщите их работодателю. А вдруг он именно этим заинтересуется? Обязательно изучите ожидания и интересы будущего работодателя, прежде чем приступить к написанию подобного письма (писать его нужно, придерживаясь официально-делового стиля). В противном случае ваше письмо не будет носить ни смысла, ни влияния и от такого письма будет мало толку.

В объявлении о вакансии иногда пишется, что в процессе отправки по электронной почте  резюме, часть вложенных файлов удаляется. Как в этом случае отправить сопроводительное письмо и резюме?

Необходимо отсылать не как файл, а добавить его в «тело» сообщения, тогда можете быть уверены в том, что оно дойдет до глаз адресата. Это делается с целью – не попадания вируса, который может присутствовать во вложенном файле,  на компьютер организации.

После первого собеседования, кто должен перезванивать, чтобы сообщить результаты: соискатель или же HR-менеджер?

Правильно, при первой встрече договориться об этом. Можете сами уточнить, нужно ожидать звонка или самостоятельно перезвонить спустя пару дней, но при условии, что  менеджер не сообщил вам об этом.

Если не позвонили по истечении нескольких рабочих дней после вашего собеседования, что это означает?

Скорее всего – это потому, что вы не прошли собеседование. Но лучше всего позвонить самому и уточнить, ведь может быть менеджер просто занят или есть какие-нибудь другие причины.

Как поступить в ситуации, когда секретарь, попросил вас представиться, и не соединяет с менеджером, применяя разные отговорки, типа: «отошел», «на обеде», «в командировке», «телефонный номер занят» и т.д.,  или говорит: «Если ваша кандидатура нас заинтересует, руководство вам перезвонит»?

Скорее всего, это значит, что не желают с вами разговаривать. Сотрудникам отдела кадров постоянно приходиться говорить подобные фразы, не желая обидеть соискателя.

В каких позициях нужно прикреплять к резюме фотографию?

Фотографии желательны для должностей, которые предполагают общение с клиентом «с глазу на глаз». К примеру, это организация, занимающаяся в сфере сервиса, а также такие вакансии как портье, бармен, официант и т.д.

Какие случаи подразумевают необходимость составление резюме на иностранном языке?

Такое резюме составляется, если документооборот организации, в которой вы желаете работать, производится на иностранном языке. Во всех других случаях резюме составляется на русском языке, но при условии, что менеджер организации не обращался к вам с обратным предложением.

 

Правила написания рекомендательных писем

Рекомендательные письма предпочтительно составлять отдельно от резюме, так как они не являются частью резюме. Оптимальнее, если письмо будет составлено на бланке той фирмы, которая предоставляет вам рекомендацию. В этом  письме отмечаются результаты и достижения вашей трудовой деятельности в организации, а также указываются положительные  личностные качества. Если в результате какой-нибудь причине вы не можете составить рекомендационное  письмо, а бывший сотрудник или руководитель имеет возможность оставить о вас положительный отзыв, необходимо сослаться на него, при этом указать его телефон и занимаемую должность.

 

Какие случаи предусматривают необходимость портфолио?

В первую очередь портфолио нужно для профессий, имеющие творческий подход: модели, архитекторы, дизайнеры и т.п. Иногда  вакансии подчеркивают, что портфолио – это обязательное условие соискателя этой вакансии.

Подведем итог из вышесказанного, резюме отыграет важную роль при поиске работы. Если вы знаете, как составить резюме на работу, помните, делая это, берите во внимание интересы работодателя и не делайте распространенных ошибок, тогда вы имеете больше шансов перейти на следующую ступень – приглашение на собеседование.