Статьи

Характеристика с места работы. Зачем, для кого и как.

Документ «Характеристика с места работы». Зачем, для кого и как.
При трудоустройстве, работодатель, как правило, интересуется человеком, пришедшем к нему. Кроме наличия опыта, ему интересен вопрос его профессионализма и поведения на рабочем месте. Если кандидат пришел с какого-либо иного места трудоустройства, либо учебы, он имеет на руках характеристику, которая описывает его поведение и кратко обобщает «силуэт» работника. Это очень мощный инструмент, содержащий сведения об ответственности человека, его манерах поведения в коллективе и прочее. 


В зависимости от причин написания, различают несколько видов характеристик, выдаваемых нанимающимся работникам.
Внутренняя характеристика составляется прямым начальником работника, директором фирмы/компании, либо иным руководителем. Иногда ее пишет персонал с места работы. 
Привилегия составления внешней характеристики сотрудника принадлежит внешним правовым структурам.


Требовать предъявления характеристики студента или работника могут лишь лица, занимающие ряд определенных должностей:
• генеральный директор организации, фирмы, компании, где работает (либо собирается работать) сотрудник;
• сам работник, либо студент, может по собственной инициативе, получить/предоставить характеристику;
• административные, налоговые службы, судебные инстанции и прочие государственные органы;
• прочие компании, фирмы, предприятия, организации.
Руководители компании, в которой работает сотрудник, имеют право в любой момент потребовать характеристику лица по месту работы, для ознакомления и изучения его личных данных с целью:
• повышения должностных полномочий;
• доверия выполнения ответственных заданий, например: вклад/снятие денег со счета фирмы, исполнять роль представителя компании по какому-либо вопросу и др.
• выявления способов увеличения работоспособности сотрудника;
• ознакомление с характеристикой для выявления уровня доверия к человеку (секретные доступы, сведения, определенные коммерческие документы и т.д.);
• получение информации о конфликтных ситуациях, связанных с конкретным человеком, его участие/бездействие в определенных конфликтах с коллективом и руководством;
• определение его поведения в критической/напряженной ситуации.


Как правило, к составлениям характеристик для сотрудников относятся с должным вниманием, в связи с чем, данные описания составляются непосредственно руководителем, с которым чаще всего контактирует подчиненный, либо отделом кадров. После составления, данный документ отдается на подпись начальнику кадрового отдела, либо непосредственно генеральному директору фирмы. Не лишней тут будет и подпись прямого руководителя работника, которому написана характеристика.


Как правило, подобные характеристики составляются по инициативе работника, либо студента, желающего перейти на другое место работы/учебы, либо для получения дополнительных привилегий и повышения в должности. 
Государственные структуры так же бывают заинтересованы в подобных характеристиках. По их требованию, документ на конкретного студента/сотрудника должен быть составлен в самые кротчайшие сроки, назначающиеся самим госорганом. Если запрос на характеристику поступает из административных, либо судебных структур, стоит помнить, что официальный документ приобретает юридическую силу. В этом случае, на нем в обязательном порядке должна присутствовать печать генерального директора предприятия (ректора учебного заведения, если дело затрагивает студента, проходящего курс обучения). В большинстве случаев, внешние характеристики призваны объективно оценить профессиональные навыки, уровень имеющихся знаний и наработанные умения конкретного человека.


Ниже перечислен список пунктов, которые необходимо указать в личностной характеристике:
1. ФИО конкретного сотрудника (студента);
2. Его автобиография (вкратце изложенные основные пункты);
3. Подробно изложенные факты о работнике, которые стали известны коллективу и начальнику за время сотрудничества с конкретным лицом;
4. Сведения о роде, качестве и объеме выполненных сотрудником работ, с момента поступления на предприятие (фирму, компанию);
5. Советы по использованию в работе организации (компании, фирмы) полезных навыков данного сотрудника;
6. Сильные и слабые стороны личности конкретного человека, краткий психологический портрет работника, оценка его эмоционального состояния;
7. Социальная активность, коммуникабельность и терпимость к окружающему коллективу;
8. Приблизительные предположения о его дальнейших действиях и поведении на месте работы;
9. Стремления, старания, тяга к карьерному росту, объективная оценка его профессиональных качеств, навыков и имеющегося уровня знаний;
10. Иные сведения, которые будут полезны лицам, потребовавшим предъявление данной характеристики.

 

Стоит отметить, что если характеристика будет использоваться за пределами фирмы, компании, или учебного заведения, где числится сотрудник либо студент, то в ней должна присутствовать обязательная приписка, что характеристика (ФИО) предназначается для представления в определенных органах. Любые подготовительные работы и составление данного документа должны проводиться в соответствии с законом, поскольку данные, собранные в подобных характеристиках и попавшие к иным лицам, могут оказать существенное влияние на его личную жизнь, карьерный рост и дальнейшую работу.

 

Более того, согласно 88 статье Трудового кодекса РФ начальник не имеет права разглашать личную информацию о работнике без его письменного разрешения на это. Однако, в случае неординарных и критических ситуаций, связанных с жизнью и здоровьем сотрудника, работодатель может предоставить необходимые сведения. Но, не смотря на это, все лица, узнавшие какую-либо личную информацию о конкретном человеке, не вправе придавать ее огласке.

 

Любая характеристика может носить положительный и негативный характер. Например, оценивая эмоциональность и поведение кого-либо, можно подчеркнуть: «Работник сохраняет настрой на работу, за ним не замечалась резкая смена настроения. Работоспособен как в спокойной, так и в напряженной обстановке, сохраняя ясность поставленных целей, проявляя сдержанность и хладнокровие. Коллектив с уважением относится к его профессионализму, и каждый ценит возможность сотрудничать с ним». Данная характеристика в положительном ключе раскрывает одну из сторон сотрудника, в то же время, как негативное мнение может выражаться подобным образом: «В непредвиденных и критических ситуациях, он (она) с трудом сдерживает себя, проявляя излишнюю суетливость, начиная нервничать и даже паниковать. Одновременно с этим падает его работоспособность и желание трудиться как таковое. В разговоре могут прослеживаться ноты неуважения и дерзости. Из-за его поведения вероятны волнения среди рабочего коллектива, поэтому следует поговорить с ним на эту тему, обговорив с ним границы дозволенного».



Кроме вышесказанных советов, вы можете воспользоваться одним из образцов готовых характеристик, имеющихся в интернете.